В каталог профессий

Онлайн-врач (телемедик)

Зарплата:
50 000-150 000р

У многих из нас есть знакомый врач или другой медицинский работник, которому мы доверяем, к которому обращаемся за советом, например, когда получить срочную медицинскую помощь в поликлинике очно нет возможности. Часто мы обращаемся к знакомым врачам, несмотря на их специализацию, с любыми жалобами, в надежде получить такую квалифицированную помощь. Однако, все же, не у всех есть подобные «золотые» знакомые, и не каждый знакомый врач имеет возможность помочь. Особенно, если помощь нужна безотлагательно. Сейчас существуют службы медицинского удаленного консультирования. Они, как правило, работают круглосуточно, и любой человек имеет возможность обратиться в такую службу и получить совет. Эти консультации, обычно, проводятся онлайн, на специальных интернет-сайтах, где пациент и врач могут общаться посредством аудио и видео-связи, или с помощью текстовых сообщений в чате. В таких сервисах есть возможность записи и сохранения разговора с врачом, чтобы у пациента после окончания консультации была возможность еще раз прослушать или просмотреть весь разговор, вернуться к тем моментам, которые он не успел запомнить в ходе консультации. Такие медицинские услуги, консультации и помощь, осуществляемые удаленно, с помощью телекоммуникационных технологий, относятся к особой ветви медицины – телемедицине.

Вообще, телемедицина – это не только коммуникация пациента и врача или врачей друг с другом с помощью IT технологий, но и мгновенное получение данных медицинских датчиков и приборов, например, в виде электронного письма на e-mail врача, сразу после снятия показаний, даже когда все измерения проводятся дома у пациента или в другом медицинском учреждении. Телемедицина – это использование IT технологий, возможностей мобильных гаджетов, приложений, интернет-платформ в медицине, для мониторинга состояния и сохранения здоровья пациентов. Сегодня в некоторых медицинских учреждениях организованы специальные аудитории для проведения консилиумов и консультаций врачей друг с другом. Эти помещения оборудованы особой техникой для осуществления видео и аудио связи, оснащены специальным медицинским оборудованием, с помощью которого можно осуществить максимально полный спектр диагностических обследований. Все данные автоматически транслируются на экраны мониторов врачей, с которыми осуществляется связь.

Телемедицина во многих странах (яркие примеры – Великобритания, Германия, США) очень распространена, более того, возможность удаленного консультирования входит в систему здравоохранения и является обычной практикой. В России на текущий момент рынок медицинских онлайн-услуг только формируется; сервисов, которые предоставляют такую возможность, пока немного. Фактически, сегодня существует один крупный онлайн-сервис, где возможно получить квалифицированную помощь педиатра и узкого специалиста в области детских болезней онлайн. Также, при ведущих медицинских учреждениях, например, в ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Минздрава России, проводятся телемедицинские консилиумы для специалистов из разных регионов России и стран СНГ, а также медицинские консультации по нестандартным и сложным случаям диагностики и лечения с использованием IT технологий. При необходимости, организуются телемедицинские консилиумы с привлечением международных экспертов.

Телемедицина позволяет пациенту существенно сократить время получения консультации, избежать необходимости обязательного похода в медучреждение, отстаивания очередей и т.д., а также даёт возможность получить квалифицированную медицинскую помощь удаленно и не заниматься самолечением. Эффективность такого способа оказания медицинской помощи сравнима с очным приемом. Врач точно так же может собрать анамнез, проанализировать результаты анализов, измерить какие-то данные с помощью медицинского оборудования. В случае необходимости – перенаправить к более узкому специалисту, в критических ситуациях – убедить пациента обратиться за экстренной очной помощью. То есть, пациент имеет возможность оперативно проконсультироваться с опытным специалистом и не потерять драгоценное время. По статистике на сегодняшний день в России основное количество обращений за удаленными консультациями приходит из регионов. Доля всех обращений из Москвы – всего 10%. В регионах наблюдается серьёзное несоответствие между количеством запросов от населения и наличием врачей, особенно узких специалистов, которые могут оказать необходимую помощь. Также в регионах существует проблема нехватки медицинского персонала. В некоторых населенных пунктах, например, есть только фельдшера и младший медицинский персонал. Остро стоит и проблема дополнительного обследования и реабилитации пожилых и немощных пациентов, когда люди с ограниченными возможностями физически не могут посещать медицинские учреждения для проведения необходимых обследований, процедур в реабилитационный период, а врач также не имеет возможности посещать всех таких больных на дому ежедневно.

Перспективы развития технологии телемедицины весьма широки. Уже в скором будущем, в пределах 1-3 лет, по оценкам экспертов телемедицина станет естественным и обычным делом во врачебной практике. Сейчас идет процесс информатизации здравоохранения, его digital-трансформация. В России этот процесс пока на начальном этапе. Кроме того, в течение ближайших 5-10 лет должна появиться возможность постоянного мониторинга состояния здоровья пациентов, прогнозирования ухудшения здоровья и предупреждение возможных кризисов на основе анализа данных, собранных в течение всей жизни человека.

На первый взгляд онлайн-врач ничем не отличается от обычного врача: он имеет медицинское образование, практикует приемы пациентов, дает рекомендации по действиям пациента, следит за течением реабилитации, расшифровывает анализы, предоставляет так называемое «второе мнение», маршрутизирует пациента к узкоспециализированному врачу и т.д. Однако этот специалист отличается тем, что он более пациентоориентирован, он чаще и активнее использует современную медицинскую аппаратуру, гаджеты, он активно пользуется интернетом и средствами коммуникации. Кроме того, работа такого врача оказывается более сложной за счет того, что ему необходимо, не видя пациента, иногда даже не слыша его, на основании той информации, которую предоставляют, делать полезные и грамотные выводы. Он должен уметь задавать правильные вопросы, чтобы получить максимально эффективные и необходимые ответы. Такой врач должен быть настоящим профессионалом в своей области, иметь большой опыт лечения больных. Хороший врач учится всю жизнь, он должен быть готов к тому, чтобы узнавать что-то новое в своей области, он должен быть гибким, должен уметь сразу использовать полученные знания и навыки на практике, одним словом – развиваться.

На сегодняшний день действия онлайн-врача строго регламентированы: все процедуры четко описаны, и в своей деятельности специалист должен придерживаться именно их. Самый главный инструмент онлайн-врача – это компьютер для связи с пациентами, и хороший канал связи, качество этой связи. Сегодня в России лицензируется только деятельность медицинских учреждений, а не отдельных врачей, поэтому онлайн-врач – это прежде всего сотрудник какого-либо медицинского учреждения, это практикующий врач, который может вести помимо удаленного приема еще и очный прием пациентов.

Как стать специалистом?

Дополнительное образование

Узнайте больше о возможных программах подготовки к профессии еще в школьном возрасте.

Основное профессиональное образование

Проценты отражают распределение специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. Ключевые специализации для освоения професии отмечены зеленым цветом.

Способности и навыки
  • Пациентоориентированность
  • Навыки самообучения
  • Умение использовать всю имеющуюся информацию
  • Умение задавать правильные вопросы для получения максимального количества необходимой информации
  • Уверенное пользование компьютером, гаджетами, офисной и специализированной техникой для передачи информации
  • Умение концентрироваться на той информации, которую дает пациент
  • Коммуникационные навыки
  • Аналитические навыки
  • Умение правильно считывать и интерпретировать информацию, получаемую с медицинских приборов
Интересы и предпочтения
  • Понятная речь
  • Способность к генерации нескольких идей при решении проблемы
  • Способность вовремя диагностировать проблему
  • Оперативность мышления
  • Высокая скорость обработки информации
  • Способность к визуализации – представлению результата деятельности до его фактического получения
  • Способность замечать детали на общем фоне и концентрироваться на них
  • Аналитическое мышление
  • Умение видеть закономерности в деталях
  • Способности к быстрому восприятию и структурированию информации

Дополнительное образование для взрослых

Обязательные этапы дополнительного образования для освоения профессии закрашены зеленым цветом.

Профессия в лицах

Денис Юдчиц
Денис Юдчиц - генеральный директор ООО “Мобильные Медицинские Технологии”, руководитель проекта “Педиатр 24/7”. Имеет обширный опыт работы в области медицины и фармацевтики, полученный в результате ус
Татьяна Фирова
Татьяна Геннадьевна Фирова – онлайн-врач, опытный невролог, владеющий современными методами диагностики и лечения неврологических заболеваний у детей. Специалист в сфере нейрореабилитации детей с посл
Оганес Саруханян
Педиатр, Детский хирург, Колопроктолог, Доктор медицинских наук. Основные сферы деятельности: экстренная и плановая хирургия, оперативная колопроктология. Автор и соавтор более 90 научных работ, в том
Дмитрий Дегтярев
Дегтярев Дмитрий Николаевич - заместитель директора по научной работе, Доктор медицинских наук, профессор, ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Ми
Леонид Рошаль
Леонид Рошаль - советский и российский педиатр и хирург, доктор медицинских наук, профессор, общественный деятель. Директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, «Детский доктор мира» (1996

Где работать?

Интересные факты

Онлайн-консультирование – это возможность для врача самому регулировать свой график, самому выбирать наиболее удобные часы работы. Также можно регулировать свой доход: чем больше было проведено консультаций, тем выше доход врача. Также, если онлайн-врач имеет узкую специализацию, то его онлайн-приемы будут стоить дороже, что значительно увеличивает и уровень его дохода.

Развитие в профессии пока происходит тем же путем, что и в случае обычного врача, так как пока сложно говорить о том, что онлайн-врач – это отдельный специалист. Это прежде всего врач, поэтому, необходимо сначала обязательно получить высшее медицинское образование, окончить ординатуру, возможно, аспирантуру. Затем, можно как подниматься по административной карьерой лестнице: от рядового врача до главного врача, - так и развиваться в качестве врача, накапливая профессиональный опыт. Чтобы стать онлайн-врачом, необходимо иметь стаж работы около 15 лет.

В ближайшем будущем, возможно, будут организованы курсы по обучению ведению приема онлайн при медицинских институтах и факультетах.

На сегодняшний день в медицинских вузах и на медицинских факультетах еще нет специализированных программ подготовки именно для телемедиков, однако уже сейчас среди обязательных курсов есть специальные курсы по изучению медицинского ПО и использованию компьютеров в медицине, где учат работать с изображениями, диаграммами, получаемыми с датчиков (УЗИ, МРТ и т.п.).

В избранное Пройти тест