Такое понятие, как «дистанционное образование», существует достаточно давно. Однако его развитие и популяризация произошли буквально в последние 10 лет.
Дистанционное обучение (E-Learning) это передача знаний на расстоянии посредством современных информационных технологий. В ходе такого обучения слушатель не взаимодействует непосредственно с преподавателем в очной форме. Обучение происходит самостоятельно путем ознакомления с теорией и выполнения практических заданий (тестов). Таким образом, применение новых знаний начинается непосредственно в процессе обучения. Существует несколько видов дистанционного обучения: электронные курсы различных форматов (сюжетные, игровые, тренажеры, классические), а также вебинары, тесты, базы знаний и блоги.
Сегодня существует несколько популярных российских и мировых онлайн площадок, где размещены курсы для массовых пользователей. Какие-то курсы платные, какие-то бесплатные, но все эти курсы может пройти каждый заинтересованный в теме человек.
Помимо платформ массовых онлайн курсов технологии дистанционного обучения активно используются крупными коммерческими компаниями для обучения своих сотрудников. Таким образом компания получает возможность одновременного обучения большого количества сотрудников и быстрой передачи им необходимой информации в сравнительно короткие сроки. Кроме того, это экономит время самих сотрудников, которым не нужно специально приезжать куда-либо для прохождения обучения, а также средства на аренду помещений для занятий, командировочные расходы и оплату непосредственно самих занятий и тренингов. Однако разработка самих курсов, в зависимости от сложности и объема материала, требует серьезных вложений.
Дистанционное обучение выгодно для компаний со штатом более 500 человек и когда у курса потенциальная аудитория около 300 человек. Чаще всего этой технологией пользуются банки, финансовые и консалтинговые организации, а также телекоммуникационные компании. Например, мобильный оператор Билайн разработал для своих сотрудников площадку для дистанционного обучения «Билайн Университет». Сегодня она содержит десятки электронных курсов по продуктам и услугам, IT, технике безопасности, комплаенсу, саморазвитию и многим другим направлениям. Таким образом компания имеет возможность проводить массовое обучение всех категорий сотрудников в кратчайшие сроки, контролировать его результаты и внедрять новые знания на практике, быстро и гибко откликаясь на потребности своих клиентов.
Как полагают эксперты, за дистанционным обучением будущее. Уже сейчас эта сфера активно развивается, и все больше компаний используют технологии онлайн обучения в своей деятельности. Кроме того, сами технологии также шагнули далеко вперед. Если раньше курсы представляли собой просто пересылку записей лекций и материалов для чтения, то сейчас изобретаются все новые форматы и методики представления материала, способы проверки знаний, и эффективность онлайн обучения значительно выросла. Курсы становятся все более индивидуальными, подстраиваясь под каждого конкретного пользователя, учитывая скорость усвоения им информации.
Для того чтобы создать курс, необходимо несколько специалистов: сценарист или методолог, который отвечает за контент и в сотрудничестве с экспертами в тематической области создания курса подготавливает содержательную информацию, которую обучающийся должен усвоить; дизайнер, который отвечает за формат подачи курса, придумывает способы представления информации, которые бы могли привлечь и удержать внимание обучающегося; верстальщик и/или программист, который отвечает за создание оболочки для содержания курса, красивого «окошка», которое видит пользователь, а также за правильное и удобное расположение информации в этом «окошке».
Обычно коммерческий курс представляет собой презентацию в PowerPoint с заданиями для проверки усвоения материала, элементами игры, квестов и т.д. Для его создания не нужны специальные навыки программирования, поэтому часто все эти задачи выполняет один специалист. После создания курса и запуска его для пользователей нужен кто-то, кто бы мог осуществлять поддержку курса, отвечать на вопросы пользователей, следить за прогрессом прохождения курса, исправлять возникающие содержательные и технические ошибки.
Всю работу в целом: от подготовки материалов для обучения до анализа прогресса прохождения обучения пользователями в компаниях, как правило, курирует один специалист специалист по дистанционному обучению. Самое важное качество этого профессионала это желание учится самому и учить других. Он должен всегда интересоваться чем-то новым, постоянно искать новые для себя знания, изобретать новые формы для подачи этих знаний, так как информация постоянно меняется, ее становится все больше. Для компании важно, чтобы ее сотрудники быстро и своевременное могли получить новую информацию, ведь от этого зависит коммерческий успех компании.
Узнайте больше о возможных программах подготовки к профессии еще в школьном возрасте.
Проценты отражают распределение специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. Ключевые специализации для освоения професии отмечены зеленым цветом.
Обязательные этапы дополнительного образования для освоения профессии закрашены зеленым цветом.