В каталог профессий

Тьютор

Зарплата:
20 000-50 000р

Согласно Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями «каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний». Эта декларация была принята в 1994 году и заложила основы для трансформации общего образования и приспособления его под нужды детей с особыми потребностями. Сегодня для обозначения этого процесса трансформации используют термин «инклюзивное образование». Термин «инклюзия» образовался от латинского слова «include» - «заключаю, вовлекаю». Таким образом, инклюзивное образование – это не отдельный вид образовательной деятельности, это модификация существующего подхода, основанная на идее, что инвалиды, люди с особыми потребностями в современном обществе могут и должны быть вовлечены в социум и обладают такими же потребностями и правами, как и другие члены общества.

Инклюзивное образование опирается на 8 основных принципов:

1.  ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2.   каждый человек способен чувствовать и думать;

3.   каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4.  все люди нуждаются друг в друге;

5.  подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6.  все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.  для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8.  разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

История инклюзивного образования в России началась в начале 90-х годов. В 1991 году в Москве была открыта первая школа инклюзивного образования «Ковчег», существующая по сей день. На сегодняшний день российская система образования придерживается международных норм и стандартов, а принцип инклюзии в образовании заложен в Конституции РФ.

Современное инклюзивное образование предполагает, что в обычной школе, в идеале, в одном классе могут и должны учиться как обычные дети, так и дети, имеющие какие-то особенности физического или психического развития. Такой подход учит детей тому, что все люди разные, каждый человек особенный и уникальный и необходимо уметь принимать особенности окружающих.

Трансформация российской образовательной системы только началась. Еще далеко не все специалисты умеют организовать индивидуальный подход к ученику в условиях работы с целым классом. Пока над реализацией инклюзии в образовании работают группы специалистов, состоящие из педагогов, психологов, дефектологов и логопедов. Однако в ближайшем будущем педагогические профессии будут претерпевать изменения, а будущие педагогические работники приобретут компетенции, необходимые для работы с разными детьми, в том числе и имеющими особенности в развитии.

История профессии тьютора началась в средние века. В средневековых университетах преподаватели, которые помогали студентам вписаться в образовательное пространство университета, выбрать для себя оптимальный набор предметов в соответствии со своими склонностями, организовать свое собственное научное исследование, назывались тьюторами. Сегодня такое тьюторское университетское направление существует и в российских и в зарубежных вузах, но совсем недавно появилось еще одно направление в этой профессии – тьютор для детей с особыми образовательными потребностями, то есть для детей, у которых есть инвалидность, иные проблемы со здоровьем физического или психологического плана. Сегодня разработан новый стандарт образования для таких детей и во многих случаях этот стандарт предписывает обязательное участие тьютора на этапе адаптации ребенка к школьному обучению.

Тьютор – новая профессия для российской системы образования. Уже сейчас готовится профессиональный стандарт для этой профессии, а сама профессия вошла в реестр педагогических профессий.

Самое важное в профессии тьютора – уметь сопереживать, быть чутким и отзывчивым, понимать все сложности, с которыми приходится сталкиваться детям с особенностями в развитии в школе. Тьютор считается педагогической профессией, однако для этого специалиста важны познания в психологии, дефектологии, а также коррекционной педагогике.

Тьютор сопровождает ребенка на занятия, помогает ему освоиться на уроке, помогает ему акцентировать внимание на важных для обучения вещах, тьютор может пояснять требования учителя, обучать основам работы в команде с другими детьми. Цель работы тьютора – чтобы ребенок с особенностями в развитии освоился в классе, выстроил свою стратегию поведения, научился взаимодействовать с одноклассниками и учителями, то есть чувствовал себя уверенно в классе, был частью коллектива и мог полноценно учиться как любой другой ребенок. Для этого тьютор видоизменяет среду, делает ее комфортной для ребенка.

Основное профессиональное образование

Проценты отражают распределение специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. Ключевые специализации для освоения професии отмечены зеленым цветом.

Способности и навыки
  • Коммуникативные навыки. Четкая и понятная речь, поставленный голос, умение четко и грамотно выражать свои мысли в устной форме
  • Научно-исследовательские навыки. Умение проводить исследования, ставить эксперименты, собирать данные
  • Контроль ситуации. Умение постоянно держать ситуацию под контролем, и своевременно реагировать на возникающие проблемы
  • Социальная восприимчивость. Навыки восприятия эмоциональной реакции других людей и умение определить причину такой реакции
  • Активное слушание. Умение концентрироваться на том, что говорит собеседник, вычленять полезную информацию, делать выводы, подводить итог беседы
  • Преподавание. Навыки обучения разных групп как детей, так и взрослых
  • Инструктаж. Умение правильно ставить задачи и описывать желаемый результат
  • Навыки работы и взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные физические и/или психические возможности
  • Объяснение. Умение доходчиво донести и объяснить даже сложную, специализированную информацию
Интересы и предпочтения
  • Восприятие проблем. Способность вовремя обнаружить проблему или ее спрогнозировать, когда что-то не так или, скорее всего, пойдет не так. Это не предполагает решение проблемы, только обнаружение проблемы
  • Стрессоустойчивость. Способность легко переносить стресс, не "терять голову" в стрессовых ситуациях
  • Ответственность. Способность отвечать за результат своих действий
  • Внимательность к деталям. Способность концентрироваться на деталях при выполнении задач
  • Изобретательность. Способность быстро находить решения в самых разных ситуациях с помощью нестандартных методов
  • Гибкость мышления. Способность оперировать несколькими правилами одновременно, комбинировать их, выводить наиболее актуальную модель поведения

Дополнительное образование для взрослых

Обязательные этапы дополнительного образования для освоения профессии закрашены зеленым цветом.

Профессия в лицах

Елена Самсонова
Самсонова Елена Валентиновна, Руководитель Городского Ресурсного центра развития инклюзивного образования, Кандидат психологических наук, доцент.
Наталья Борисова
Борисова Наталья Владимировна, Заместитель директора Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 1321 “Ковчег”», куратор программы инклюзивного образования.

Где работать?

Интересные факты

Тьютор может продолжить свое образование. Может стать педагогом специального образования, клиническим психологом, так как имеет необходимую практику взаимодействия с детьми с особенностями развития, практику взаимодействия с родителями – можно уйти в семейную психологию, работать с семьями, где есть дети с особенностями развития.

Сегодня происходит активное развитие профессии. Многие родители ищут для своих детей тьюторов, которые бы помогали детям с посещением занятий и адаптацией к школе. Частный сектор рынка труда тьюторов развивается очень активно, так как такие специалисты востребованы в обществе.

В избранное Пройти тест