Согласно Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями «каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний». Эта декларация была принята в 1994 году и заложила основы для трансформации общего образования и приспособления его под нужды детей с особыми потребностями. Сегодня для обозначения этого процесса трансформации используют термин «инклюзивное образование». Термин «инклюзия» образовался от латинского слова «include» - «заключаю, вовлекаю». Таким образом, инклюзивное образование – это не отдельный вид образовательной деятельности, это модификация существующего подхода, основанная на идее, что инвалиды, люди с особыми потребностями в современном обществе могут и должны быть вовлечены в социум и обладают такими же потребностями и правами, как и другие члены общества.
Инклюзивное образование опирается на 8 основных принципов:
1. ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. каждый человек способен чувствовать и думать;
3. каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. все люди нуждаются друг в друге;
5. подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
История инклюзивного образования в России началась в начале 90-х годов. В 1991 году в Москве была открыта первая школа инклюзивного образования «Ковчег», существующая по сей день. На сегодняшний день российская система образования придерживается международных норм и стандартов, а принцип инклюзии в образовании заложен в Конституции РФ.
Современное инклюзивное образование предполагает, что в обычной школе, в идеале, в одном классе могут и должны учиться как обычные дети, так и дети, имеющие какие-то особенности физического или психического развития. Такой подход учит детей тому, что все люди разные, каждый человек особенный и уникальный и необходимо уметь принимать особенности окружающих.
Трансформация российской образовательной системы только началась. Еще далеко не все специалисты умеют организовать индивидуальный подход к ученику в условиях работы с целым классом. Пока над реализацией инклюзии в образовании работают группы специалистов, состоящие из педагогов, психологов, дефектологов и логопедов. Однако в ближайшем будущем педагогические профессии будут претерпевать изменения, а будущие педагогические работники приобретут компетенции, необходимые для работы с разными детьми, в том числе и имеющими особенности в развитии.
История профессии тьютора началась в средние века. В средневековых университетах преподаватели, которые помогали студентам вписаться в образовательное пространство университета, выбрать для себя оптимальный набор предметов в соответствии со своими склонностями, организовать свое собственное научное исследование, назывались тьюторами. Сегодня такое тьюторское университетское направление существует и в российских и в зарубежных вузах, но совсем недавно появилось еще одно направление в этой профессии – тьютор для детей с особыми образовательными потребностями, то есть для детей, у которых есть инвалидность, иные проблемы со здоровьем физического или психологического плана. Сегодня разработан новый стандарт образования для таких детей и во многих случаях этот стандарт предписывает обязательное участие тьютора на этапе адаптации ребенка к школьному обучению.
Тьютор – новая профессия для российской системы образования. Уже сейчас готовится профессиональный стандарт для этой профессии, а сама профессия вошла в реестр педагогических профессий.
Самое важное в профессии тьютора – уметь сопереживать, быть чутким и отзывчивым, понимать все сложности, с которыми приходится сталкиваться детям с особенностями в развитии в школе. Тьютор считается педагогической профессией, однако для этого специалиста важны познания в психологии, дефектологии, а также коррекционной педагогике.
Тьютор сопровождает ребенка на занятия, помогает ему освоиться на уроке, помогает ему акцентировать внимание на важных для обучения вещах, тьютор может пояснять требования учителя, обучать основам работы в команде с другими детьми. Цель работы тьютора – чтобы ребенок с особенностями в развитии освоился в классе, выстроил свою стратегию поведения, научился взаимодействовать с одноклассниками и учителями, то есть чувствовал себя уверенно в классе, был частью коллектива и мог полноценно учиться как любой другой ребенок. Для этого тьютор видоизменяет среду, делает ее комфортной для ребенка.
Узнайте больше о возможных программах подготовки к профессии еще в школьном возрасте.
Проценты отражают распределение специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. Ключевые специализации для освоения професии отмечены зеленым цветом.
Обязательные этапы дополнительного образования для освоения профессии закрашены зеленым цветом.