В каталог профессий

Инженер-светотехник

Зарплата:
50 000-150 000р

Еще в 2009 году был подписан федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Сегодня все больше семей используют энергосберегающие лампы, чтобы сократить свои расходы на электроэнергию. По оценкам экспертов, уже через несколько лет обычных ламп накаливания просто не останется на рынке. Их полностью сменят люминесцентные и светодиодные источники света.

Первоначально альтернативой лампам накаливания были именно люминесцентные лампы – белые стеклянные трубки, обычно светившие холодным белым светом. Они появились еще в начале 20 века, а массово стали использоваться с 1938 года. Однако они были громоздкие, шумные, и могли использоваться только в производственных помещениях, административных помещениях, но никак не в домах. Только к концу 80-х годов удалось с помощью изменения их конструкции избавиться от гула, который они создавали в рабочем состоянии, и от еле уловимого мерцания, которое сильно действовало на глаза. С этого момента конструкция позволяла люминесцентным лампам стать еще меньше, и они постепенно перебрались в квартиры и офисы, заменяя лампы накаливания. Сейчас такие лампы стоят практически в каждом учреждении, магазине и во многих квартирах в качестве потолочных или настольных ламп. Большим преимуществом люминесцентных ламп стало то, что при аналогичной мощности они светят гораздо ярче обычной дампы и служат в несколько раз дольше, что означает существенную экономию для потребителя и снижение количества необходимой электроэнергии. Что, в свою очередь, снижает нагрузки на электростанции.

Однако такие лампы имеют и ряд недостатков. Дело в том, люминесцентная лампа – это газоразрядный источник света, основной компонент которого – пары ртути. В них с помощью электрического разряда образуется ультрафиолетовой свечение, превращаемое в видимый свет с помощью люминофора – специального вещества, которым колба с ртутью покрыта изнутри. Поэтому утилизация таких ламп возможна только в специальных местах и при домашнем использовании они требуют бережного обращения. Кроме того, срок службы такой лампы напрямую зависит от количества включений/выключений лампы. Чем чаще включать и выключать такую лампу, тем меньше она прослужит.

Сегодня на смену люминесцентным лампам постепенно приходят лампы нового поколения – светодиодные лампы. Они гораздо безопасней в использовании и утилизации люминесцентных ламп, так как не содержат в своей конструкции опасных веществ. На сегодняшний день светодиодная лампа – один из самых экологически чистых источников света. Принцип работы светодиодной лампы основан на полупроводниковых технологиях. Срок службы такой лампы существенно больше, чем у люминесцентных ламп, он не зависит от количества включений/выключений лампы. Эти лампы менее зависимы от температуры воздуха вокруг, что удобно при уличном освещении. Пока существенным недостатком таких ламп является их цена, так как их производство наукоемкое и затратное. Многие производители светодиодных светильников стараются сэкономить, поэтому часто можно встретить лампы низкого качества, из токсичных материалов, которые при этом мерцают с высокой частотой, незаметной глазу, что может приводить к повышенной утомляемости. В будущем при развитии технологий светодиодные светильники несомненно станут более дешевыми и смогут полноценно заменить неэкологичные люминесцентные лампы.

Инженер-светотехник разбирается в освещении и источниках света, как никто другой. Его основная задача разработать схему освещения какого-либо помещения или уличного объекта так, чтобы уровень освещенности отвечал всем стандартам и был максимально комфортным для посетителей объекта и работников. Например, в музее обычно свет поставлен так, чтобы посетители могли рассмотреть все объекты, оценить их красоту и художественную составляющую, парковка у супермаркета должна быть освещена так, чтобы автомобилисты могли вовремя заметить других участников движения и пешеходов, а также легко могли найти свободное место. То, как и с помощью чего будет освещен какой-то объект и есть забота инженера-светотехника. Он составляет план-схему, проводит оценку освещенности, температуры света и другие светотехнические расчеты, а также отвечает за подбор необходимого оборудования и ламп.

Для этого специалиста важно уметь работать в специальном программном обеспечении, в котором проводятся все расчеты и составляется схема, а также знать самые распространенные редакторы изображений, программы для трехмерного моделирования и конструирования (DIALUX, LIGHTScape, CorelDraw, AutoCad, Photoshop, 3ds MAX). Кроме того, инженеру-светотехнику необходимо работать с нормативными документами и актами, устанавливающими нормы освещенности для разных типов объектов.

Основное профессиональное образование

Проценты отражают распределение специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. Ключевые специализации для освоения професии отмечены зеленым цветом.

Способности и навыки
  • Мониторинг работы технического устройства или системы
  • Анализ продукции. Анализ требований аудитории к производимому продукту для того, чтобы результат максимально соответствовал запросам.
  • Взаимодействие с компьютерами. Использование компьютеров и компьютерных систем (в том числе оборудование и программного обеспечения)
  • Умение и опыт в подборе необходимого светотехнического оборудования, знание светотехнических продуктов доступных на рынке.
  • Координация. Умение "подстраиваться" в условиях командной работы
  • Установка, ремонт и обслуживание оборудования. Навыки подключения и установки специализированного оборудования, программного обеспечения или прокладки сетей
Интересы и предпочтения
  • Математические способности. Способности к математике и точным наукам, понимание логики математических положений и теорем
  • Критическое мышление. Способность мыслить критически: взвесить все "за" и "против", слабые и сильные стороны каждого подхода к решению проблемы и каждого возможного результата
  • Открытость новому. Способность быть на волне появления новой технической информации и знаний, связанных с работой
  • Визуализация. Создание в воображении детальных образов тех объектов, которые необходимо получить по результатам работы
  • Внимательность к деталям. Способность концентрироваться на деталях при выполнении задач
  • Пространственное мышление. Способность оперировать воображаемыми пространственными образами при решении пространственных задач
  • Аналитическое мышление. Способности к проведению анализа и прогнозированию ситуации, получению выводов на основе имеющихся данных, установлению причинно-следственных связей
  • Изобретательность. Способность быстро находить решения в самых разных ситуациях с помощью нестандартных методов
  • Техническое мышление. Способность разбираться в технике, принимать решения, требующие понимания технической и инженерной стороны вопроса, техническая смекалка
  • Гибкость мышления. Способность оперировать несколькими правилами одновременно, комбинировать их, выводить наиболее актуальную модель поведения

Дополнительное образование для взрослых

Обязательные этапы дополнительного образования для освоения профессии закрашены зеленым цветом.

Профессия в лицах

Герман Кошелев
Кошелев Герман Александрович, Генеральный директор компании «ЛЕД-Эффект», которая специализируется на производстве энергоэффективной светотехнической продукции.

Где работать?

Интересные факты

Рабочая температура светодиода от -60 до +45 градусов по Цельсию.

Светодиодные лампы излучают чистый свет, без ультрафиолетового и инфракрасного излучений.

В светодиоде электрический ток преобразуется непосредственно в световое излучение, в отличае от люминесцентной лампы или лампы накаливания.

Светодиодная лампа может работать до 100 тысяч часов.

В избранное Пройти тест