Впервые высокоскоростное железнодорожное сообщение появилось еще в 1964 году в Японии, а в 80-х годах уже большая часть западной Европы была связана высокоскоростной железнодорожной сетью. В начале 21 века лидером по распространенности использования и по развитию сети такого транспорта стал Китай.
В России первые высокоскоростные поезда «Сапсан» начали курсировать на регулярной основе в 2009 году по маршруту Москва – Санкт-Петербург, а с 2010 года Москва – Нижний Новгород и Санкт-Петербург – Хельсинки. Все поезда «Сапсан» используют обычные железнодорожные пути. С 2013 года обсуждаются перспективы создания первой отдельной высокоскоростной магистрали Москва-Казань. В плане развития высокоскоростного сообщения в России предполагается строительство около 4000 километров высокоскоростных магистралей до 2030 года.
Система высокоскоростного движения – это совокупность железнодорожной инфраструктуры, поездов и объектов, обслуживающих поезда, пути и станции, которые делают возможным движение высокоскоростных пассажирских составов между городами со скоростями выше 250 км/ч. Обычные железнодорожные пути, как правило, не подходят для таких нагрузок: не выдерживают вес состава, мчащегося со скоростью под 300 км/ч. Поэтому для таких поездов строятся специальные пути по особой технологии безбалластного верхнего строения пути, когда вместо привычного щебня как основания для железнодорожного пути используется жесткое основание из железобетонных конструкций. Для обеспечения безопасности движения поездов по высокоскоростным магистралям применяется система высокоточного мониторинга показателей нагрузки на разных участках полотна, а также внутренняя система безопасности движения, которая позволяет не допускать и предотвращать возникновение опасных ситуаций во время движения, торможения и разгона поезда.
Как отмечают эксперты, впервые в таких объемах используются средства мониторинга железнодорожного полотна, контактной сети и искусственных сооружений (мостов, эстакад, путепроводов), многие из которых являются особо сложными и зачастую уникальными инженерными конструкциями.
Создание высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации относится к числу немногих проектов национального масштаба и потому инновационные технологии, разработанные и «обкатанные» на строительстве по большому счету первой высокоскоростной магистрали, в перспективе 10 – 15 лет будут весьма актуальны, и, учитывая размеры нашей страны, иметь перспективное развитие в будущем.
Байкало-Амурская магистраль (БАМ), знаковый для московской области проект Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД), запущенное совсем недавно Московское центральное кольцо (МЦК), и наконец, строящийся сегодня мост через Керченский пролив – все эти объекты – результат работы инженеров-проектировщиков и других специалистов в области проектирования объектов транспортной инфраструктуры. Через несколько лет к этому списку добавится сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей.
Над созданием высокоскоростных магистралей трудятся специалисты инженерных профессий: геологи, геодезисты, инженеры-проектировщики, строители и многие другие. Основная задача таких специалистов – разработка уникальных технологических решений, применимых в очень непростых природно-климатических условиях нашей страны.
Инженер-проектировщик высокоскоростных магистралей – это специалист, который работает над созданием проектов железнодорожного полотна, сопутствующих сооружений и других инженерных конструкций, являющихся частью высокоскоростной магистрали.
Работа этого специалиста достаточно творческая, требует технической смекалки, умения находить нестандартные решения технически сложных задач. От решений, предложенных инженером-проектировщиком, зависит весь проект: его стоимость, безопасность и надежность.
Создание нового – процесс трудоемкий. И конечно в век информационных технологий эта работа в основном связана с компьютерным моделированием. Специальное программное обеспечение помогает не только рассчитать параметры будущего моста (ж.д. пути, санитарно-защитные зоны, зоны радиопокрытия и др.), но и вписать этот объект в окружающую среду. Увидеть его «вживую» еще до начала фактического строительства.
Узнайте больше о возможных программах подготовки к профессии еще в школьном возрасте.
Проценты отражают распределение специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. Ключевые специализации для освоения професии отмечены зеленым цветом.
Обязательные этапы дополнительного образования для освоения профессии закрашены зеленым цветом.