В каталог профессий

Инженер-проектировщик высокоскоростных магистралей

Зарплата:
50 000-150 000р

Впервые высокоскоростное железнодорожное сообщение появилось еще в 1964 году в Японии, а в 80-х годах уже большая часть западной Европы была связана высокоскоростной железнодорожной сетью. В начале 21 века лидером по распространенности использования и по развитию сети такого транспорта стал Китай.

В России первые высокоскоростные поезда «Сапсан» начали курсировать на регулярной основе в 2009 году по маршруту Москва – Санкт-Петербург, а с 2010 года Москва – Нижний Новгород и Санкт-Петербург – Хельсинки. Все поезда «Сапсан» используют обычные железнодорожные пути. С 2013 года обсуждаются перспективы создания первой отдельной высокоскоростной магистрали Москва-Казань. В плане развития высокоскоростного сообщения в России предполагается строительство около 4000 километров высокоскоростных магистралей до 2030 года.

Система высокоскоростного движения – это совокупность железнодорожной инфраструктуры, поездов и объектов, обслуживающих поезда, пути и станции, которые делают возможным движение высокоскоростных пассажирских составов между городами со скоростями выше 250 км/ч. Обычные железнодорожные пути, как правило, не подходят для таких нагрузок: не выдерживают вес состава, мчащегося со скоростью под 300 км/ч. Поэтому для таких поездов строятся специальные пути по особой технологии безбалластного верхнего строения пути, когда вместо привычного щебня как основания для железнодорожного пути используется жесткое основание из железобетонных конструкций. Для обеспечения безопасности движения поездов по высокоскоростным магистралям применяется система высокоточного мониторинга показателей нагрузки на разных участках полотна, а также внутренняя система безопасности движения, которая позволяет не допускать и предотвращать возникновение опасных ситуаций во время движения, торможения и разгона поезда.

Как отмечают эксперты, впервые в таких объемах используются средства мониторинга железнодорожного полотна, контактной сети и искусственных сооружений (мостов, эстакад, путепроводов), многие из которых являются особо сложными и зачастую уникальными инженерными конструкциями.

Создание высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации относится к числу немногих проектов национального масштаба и потому инновационные технологии, разработанные и «обкатанные» на строительстве по большому счету первой высокоскоростной магистрали, в перспективе 10 – 15 лет будут весьма актуальны, и, учитывая размеры нашей страны, иметь перспективное развитие в будущем.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ), знаковый для московской области проект Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД), запущенное совсем недавно Московское центральное кольцо (МЦК), и наконец, строящийся сегодня мост через Керченский пролив – все эти объекты – результат работы инженеров-проектировщиков и других специалистов в области проектирования объектов транспортной инфраструктуры. Через несколько лет к этому списку добавится сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Над созданием высокоскоростных магистралей трудятся специалисты инженерных профессий: геологи, геодезисты, инженеры-проектировщики, строители и многие другие. Основная задача таких специалистов – разработка уникальных технологических решений, применимых в очень непростых природно-климатических условиях нашей страны.

Инженер-проектировщик высокоскоростных магистралей – это специалист, который работает над созданием проектов железнодорожного полотна, сопутствующих сооружений и других инженерных конструкций, являющихся частью высокоскоростной магистрали.

Работа этого специалиста достаточно творческая, требует технической смекалки, умения находить нестандартные решения технически сложных задач. От решений, предложенных инженером-проектировщиком, зависит весь проект: его стоимость, безопасность и надежность.

Создание нового – процесс трудоемкий. И конечно в век информационных технологий эта работа в основном связана с компьютерным моделированием. Специальное программное обеспечение помогает не только рассчитать параметры будущего моста (ж.д. пути, санитарно-защитные зоны, зоны радиопокрытия и др.), но и вписать этот объект в окружающую среду. Увидеть его «вживую» еще до начала фактического строительства.

Как стать специалистом?

Дополнительное образование

Узнайте больше о возможных программах подготовки к профессии еще в школьном возрасте.

Транспорт. Знание принципов и методов для перемещения людей или грузов по воздуху, земле и морю, в том числе знание ценообразования в данной области.Геометрия. Знание основ перспективы, основных законов геометрии и стереометрииСтроительство и конструирование зданий и сооружений. Знание основных материалов, техник и технологий проведения реставрационных и строительных работ на разных типах объектов.Инжиниринг и инженерное проектирование. Знание принципов проектирования зданий, конструкций, механизмов и проч., основ работы с чертежами и схемами, правил их составления и оформления.Архитектура. Знание теории архитектуры, разных архитектурных стилей и принципов проектирования зданий и сооружений.Физика. Знание основных законов физики, механизмов физических явлений, физических закономерностей.

Основное профессиональное образование

Проценты отражают распределение специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. Ключевые специализации для освоения професии отмечены зеленым цветом.

Способности и навыки
  • Проектирование и конструирование. Навыки создания проекта какого-либо механизма или здания, создание прототипа, макета или чертежа.
  • Руководство и организационные навыки. Умение организовать группу специалистов для работы над решением общей задачи, распределить роли в команде, разделить обязанности.
  • Работа со схемами и чертежами. Умение составлять и/или читать различные чертежи, схемы, планы и т.д., навыки восприятия графической информации.
  • Системный подход. Умение мыслить системно, понимать принципы взаимодействия элементов в системе, взаимодействия системы и внешней среды, понимание причин и особенностей изменения системы в зависимости от внешних и внутренних факторов
  • Инструктаж. Умение правильно ставить задачи и описывать желаемый результат.
  • Умение «видеть перспективу», работать на будущее, чтобы объект, построенный сегодня, удовлетворял потребностям общества завтра.
  • Комплексный подход к решению проблем. Рассмотрение проблемы в контексте и с разных точек зрения, разработка способа решения проблемы, опираясь на знания о всех аспектах проблемы.
  • Работа с компьютером. Умение решать профессиональные задачи с помощью различных компьютерных программ, использовать как распространенное ПО, так и специализированное для решения специфических задач.
Интересы и предпочтения
  • Гибкость мышления. Способность оперировать несколькими правилами одновременно, комбинировать их, выводить наиболее актуальную модель поведения.
  • Усвоение информации. Способность быстро воспринимать и усваивать новую информацию
  • Математические способности. Способности к математике и точным наукам, понимание логики математических положений и теорем.
  • Усидчивость. Способность долгое время работать над решением одной задачи, как правило, сидя на одном месте.
  • Упорядочивание информации. Способность организовать данные, информацию, а также вещи или действия в определенном порядке в соответствии с определенным правилом или набором правил.
  • Дедукция. Способ рассуждения, при котором новое положение выводится логическим путём, исходя из общих положений.
  • Критическое мышление. Способность мыслить критически: взвесить все "за" и "против", слабые и сильные стороны каждого подхода к решению проблемы и каждого возможного результата.
  • Оригинальность мышления. Способность к генерации необычных идей, предложению нестандартных решений.
  • Техническое мышление. Способность разбираться в технике, принимать решения, требующие понимания технической и инженерной стороны вопроса, техническая смекалка.
  • Множество идей. Способность генерировать большое количество идей в короткие сроки
  • Память. Способность быстро запоминать значительные объемы информации.
  • Аналитическое мышление. Способности к проведению анализа и прогнозированию ситуации, получению выводов на основе имеющихся данных, установлению причинно-следственных связей.
  • Визуализация. Создание в воображении детальных образов тех объектов, которые необходимо получить по результатам работы.
  • Открытость новому. Способность быть на волне появления новой технической информации и знаний, связанных с работой.
  • Изобретательность. Способность быстро находить решения в самых разных ситуациях с помощью нестандартных методов.
  • Пространственное мышление. Способность оперировать воображаемыми пространственными образами при решении пространственных задач.

Дополнительное образование для взрослых

Обязательные этапы дополнительного образования для освоения профессии закрашены зеленым цветом.

Профессия в лицах

Виталий Левшунов
Левшунов Виталий Петрович – главный инженер ОАО «Мосгипротранс», окончил Московский авиационный институт (МАИ) факультет Вычислительные машины и комплексы ЭВМ. В ОАО «Мосгипротранс» работает с 1997 го

Где работать?

Интересные факты

Сегодня у РЖД есть 3 маршрута, по которым курсируют скоростные поезда: "Сапсан" и "Невский экспресс" ходят между Москвой и Петербургом, "Сапсан", "Буревестник" и "Ласточка" курсируют между Москвой и Нижним Ногородом, а из Петербурга в Хельсинки можно добраться на "Аллегро".

Средняя скорость китайских, корейских и японских скоростных поездов составляет 400 км/ч, европейские поезда в среднем ездят со скоростью 300 км/ч.

Инженер-проектировщик из области проектирования может перейти в строительство и эксплуатацию, т.е. поучаствовать на практике в создании и обслуживании высокотехнологичных систем, оборудования и сооружений. Но чаще происходит наоборот – из строительных и эксплуатирующих подразделений ОАО «РЖД» инженеры приходят в проектную отрасль.

Видео о профессии

В избранное Пройти тест