Концепция проектного образования не так нова, как может показаться на первый взгляд. Еще в дореволюционной России в инженерных школах в обучении использовались принципы проектного обучения. Основной тезис проектной работы состоит в том, что научиться чему-то можно только занимаясь этим делом, то есть обучение происходит через действие.
Современный мир постоянно меняется, новые технологии, все возрастающие требования к специалистам в разных сферах требуют от человека сегодня постоянно самосовершенствоваться. Поэтому принцип проектного образования трансформируется. Теперь, чтобы научиться чему-то, стать специалистом в области, необходимо не просто делать, воспроизводя чужой опыт, но развивать свои навыки, накапливая собственный опыт, самостоятельно формировать необходимые навыки.
В проектном обучении важно то, что оно позволяет использовать знания и навыки из разных областей при работе над проектом, работать на стыке дисциплин, изучая, как знания в одной области помогают работе в другой области. Каждый проект состоит из нескольких обязательных элементов:
1. Цель, ради которой и проводится проект. В образовательных проектах – это получение знаний и приобретение навыков.
2. Проблема, то есть противоречие, для устранения которого и создается проект. Эта проблема всегда определяется самими участниками проекта и не может быть навязана извне.
3. Задачи – шаги на пути достижения цели.
4. План, то есть набор действий, которые необходимо выполнить, чтобы решить задачи и достигнуть цели.
5. Исследование и анализ результатов. Исследование – это основа каждого проекта. В начале работы необходимо оценить текущую ситуацию в исследуемой области, понять, что уже известно о проблеме, а каких знаний не хватает, а затем проводится исследование проблемы, закрываются «белые пятна» в знаниях о проблеме. А после получения результатов всегда нужно оценивать, насколько они значимы, как полученные результаты повлияют на решение проблемы.
Выполнение каждого проекта всегда проводится в строго отведенные сроки. Распределение времени и сил становится хорошим уроком управления своими ресурсами для участников проекта.
Образовательные проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Индивидуальные проекты широко распространены в зарубежном образовании. Ученику предлагается широкая тема, в рамках которой он ищет проблему, проводит собственное исследование, анализ ситуации и предлагает решения по решению этой проблемы. В нашей стране сейчас также постепенно вводится подобная практика. Однако в школах пока проектное обучение приживается непросто. Как отмечают эксперты, зачастую это связано с непониманием сути проектной деятельности. Однако проектное образование уже сейчас успешно применяется в коммерческом дополнительном образовании. Сегодня можно найти множество курсов как для детей, так и для взрослых, где проектная деятельность составляет основу обучения.
Организатор проектной работы – это координатор, посредник между участниками проекта. Он знает область и разбирается в теме проекта, понимает методологию проектной деятельности и умеет правильно организовать работу в группе так, чтобы все участники были вовлечены в процесс. Сегодня такие специалисты работают, в основном, в сфере дополнительного образования, так как в школах, учреждениях высшего или среднего профессионального образования, если проектная деятельность используется в обучении, то роль организатора на себя берез учитель, преподаватель или кто-то из учащихся.
Организатор проектной работы сочетает в себе навыки менеджера, психолога, педагога. Он должен понимать суть проекта, иметь опыт проведения собственных проектов по данной теме, должен уметь организовать групповую коммуникацию, понимать, как развивается групповая коммуникация, как выстраиваются взаимоотношения в коллективе, и обязательно должен знать методологию организации проектной деятельности.
Узнайте больше о возможных программах подготовки к профессии еще в школьном возрасте.
Проценты отражают распределение специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. Ключевые специализации для освоения професии отмечены зеленым цветом.
Обязательные этапы дополнительного образования для освоения профессии закрашены зеленым цветом.