В каталог профессий

Гидрогеолог

Зарплата:
30 000-100 000р

Гидрогеология изучает происхождение, условия залегания, законы движения, физические и химические свойства подземных вод. Также эта наука изучает взаимодействие подземных вод с горными породами, связи с атмосферными и поверхностными водами.

Прикладные задачи гидрологии в современном мире связаны с:

1.     Оценкой качества питьевых вод и их добычей. Почти вся Московская область обеспечиваются питьевой водой за счет использования подземных вод. Подземные воды являются основным источником пресной питьевой воды. Поэтому необходимо проводить заборы воды и лабораторные анализы, чтобы контролировать качество воды, оценивать ее химический состав и фиксировать изменения.

2.     Поиском и добычей вод, богатых разными химическими элементами. Из подземных вод в промышленных масштабах могут извлекаться поваренная соль, уран, бром, йод и т.д.

3.     Оценкой разрушающего действия подземных вод на фундаменты сооружений. Нарушение структуры водоносных слоев, например, при строительстве зданий, приводит к тому, что подземные воды выходят на поверхность, подтапливая фундаменты зданий, образуя лужи и заболачивая местность. В этом случае гидрогеологи проводят наблюдения и предлагают меры по сдерживанию подземных вод и осушению местности. Ярким примером деятельности гидрогеологов в этой сфере является обслуживание и контроль состояния тоннелей московского метрополитена.

Сегодня развитие гидрогеологии связано, в основном, с развитием технологий проведения оценки и измерений различных показателей, появлением автоматизированных датчиков, которые могут не только в режиме реального времени снимать необходимы показатели, но и отправлять уведомления об изменениях в показателях на телефон специалиста.

Гидрогеолог – это специалист по подземным водам. Его основные задачи состоят в поиске водоносных слоев, изучении химического состава воды, глубины залегания подземных вод и их объемов. Полем деятельности этого специалиста, фактически, является вся поверхность нашей планеты, где нужна вода человеку. Сегодня гидрологи в основном занимаются проблемами поиска и добычи питьевой воды, а также влиянием грунтовых вод на строительство зданий и сооружений. Однако их профессиональные задачи этим не ограничиваются. Гидрогеологи могут предсказывать землетрясения по изменению свойств и поведения воды, работать в сельском хозяйстве, занимаясь вопросами мелиорации земель.

Работа гидрогеолога большую часть происходит «в поле», то есть непосредственно на объекте, где он делает замеры, проводит наблюдения и разведку, берет пробы. Остальную часть времени специалист проводит в лаборатории, где делает анализ проб, пишет заключения, составляет гидрогеологические карты и отчеты на основании проведенных замеров и т.д.

Как стать специалистом?

Дополнительное образование

Узнайте больше о возможных программах подготовки к профессии еще в школьном возрасте.

Архитектура. Знание теории архитектуры, разных архитектурных стилей и принципов проектирования зданий и сооруженийХимия. Знания основных химических соединений, реакций, химических законовКомпьютерная грамотность. Знание компьютера на уровне уверенного пользователя основных программ Microsoft и специализированного ПО, необходимого для выполнения узкоспециализированных профессиональных задачСтроительство и конструирование зданий и сооружений. Знание основных материалов, техник и технологий проведения реставрационных и строительных работ на разных типах объектовГеология. Знание состава и строения земной коры, методов поиска и добычи полезных ископаемыхИнжиниринг и инженерное проектирование. Знание принципов проектирования зданий, конструкций, механизмов и проч., основ работы с чертежами и схемами, правил их составления и оформленияАдминистративная работа и документооборот. Знания принципов работы с документами в своей профессиональной области, правил их оформления, каталогизирования, храненияИностранный язык. Знание лексики и грамматики одного или нескольких иностранных языков на необходимом для работы уровнеФизика. Знание основных законов физики, механизмов физических явлений, физических закономерностей.

Основное профессиональное образование

Проценты отражают распределение специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. Ключевые специализации для освоения професии отмечены зеленым цветом.

Способности и навыки
  • Оценка качества работы. Умение дать объективную оценку результатам своей работы и скорректировать свои действия по результатам оценки
  • Руководство и организационные навыки. Умение организовать группу специалистов для работы над решением общей задачи, распределить роли в команде, разделить обязанности
  • Мониторинг работы технического устройства или системы. Отслеживание показателей датчиков и приборов для определения исправности устройства или системы
  • Техника и оборудование. Навыки работы со специализированной техникой и оборудованием, умение правильно его настраивать для решения профессиональных задач
  • Наблюдения. Навыки проведения научных наблюдений, регистрации полученных результатов и их анализа
  • Научно-исследовательские навыки. Умение проводить исследования, ставить эксперименты, собирать данные
  • Работа с картами и атласами. Умение читать, составлять карты и атласы, использовать карты на местности
  • Системный подход. Умение мыслить системно, понимать принципы взаимодействия элементов в системе, взаимодействия системы и внешней среды, понимание причин и особенностей изменения системы в зависимости от внешних и внутренних факторов
  • Естественнонаучные навыки. Умение применять знания в области естественных наук при решении профессиональных задач
  • Таймменеджмент. Навыки управления своим временем, умение эффективно распределять свое время для решения профессиональных задач
  • Координация. Умение "подстраиваться" в условиях командной работы
Интересы и предпочтения
  • Внимание. Способность удерживать внимание на одном объекте в течение долгого времени
  • Критическое мышление. Способность мыслить критически: взвесить все "за" и "против", слабые и сильные стороны каждого подхода к решению проблемы и каждого возможного результата
  • Ориентация в пространстве. Способность ориентироваться в пространстве, легко находить дорогу даже в незнакомой местности
  • Скорость реакции. Высокая скорость реакции на внешние раздражители
  • Физическая сила и выносливость. Способность выдерживать длительные и/или интенсивные физические нагрузки
  • Аналитическое мышление. Способности к проведению анализа и прогнозированию ситуации, получению выводов на основе имеющихся данных, установлению причинно-следственных связей
  • Упорядочивание информации. Способность организовать данные, информацию, а также вещи или действия в определенном порядке в соответствии с определенным правилом или набором правил
  • Гибкость мышления. Способность оперировать несколькими правилами одновременно, комбинировать их, выводить наиболее актуальную модель поведения
  • Математические способности. Способности к математике и точным наукам, понимание логики математических положений и теорем
  • Обучаемость. Способность быстро усваивать новую информацию, применять ее в дальнейшей работе

Дополнительное образование для взрослых

Обязательные этапы дополнительного образования для освоения профессии закрашены зеленым цветом.

Профессия в лицах

Роальд Джамалов
Доктор геолого-минералогических наук, заведующий научной лабораторией гидрогеологических проблем окружающей среды и председатель секции гидрологии Института водных проблем РАН.
Дмитрий Егоров
Егоров Дмитрий Викторович. Начальник отдела полевых исследований ЗАО «Геолинк Консалтинг», с 2013 года приглашенный эксперт при ГКЗ (Государственная Комиссия по Запасам). Участвовал в работах по оценк

Где работать?

Интересные факты

Понятие карьерного роста в гидрогеологии подразумевает успешные экспедиции, в результате которых произошло отыскание подземных вод. Особенности профессии — работа в полевых условиях, на свежем воздухе, всегда в новых и красивых метах нашей Родины и других стран и связанный с этим недостаток бытовых удобств.

Гидрогеологи могут быть востребованы в консалтинговых компаниях в области гидрогеологии, экологии, строительства, в учреждениях Водоканала, в специальных службах Метрополитена, в строительных компаниях, в водохранилищах.

По одной из версий ученых-историков подземные воды могли использоваться в засушливых районах Ближнего Востока, средней Азии и Китая уже в 3000-2000 г. г. до нэ.

Видео о профессии

В избранное Пройти тест