Мир развивается все быстрее и динамичнее. Появляются новые перспективные технологии, которые постепенно меняют жизнь всего человечества. В каждой сфере зарождается что-то новое: киберпротезы, роботы-хирурги и биопринтинг в медицине, электромобили и беспилотные автомобили в автомобилестроении, энергоэффективные города в экологии, роботы и роботизированные комплексы в производстве, автоматические системы управления и новые технологии добычи и использования возобновляемой энергии в энергетике и т.д. Поэтому для развития и работы с этими технологиями нужны специалисты, которым это интересно, которые готовы этим заниматься, у которых есть соответствующие теоретические знания и практические навыки. Однако, чтобы стать таким специалистом, необходимо получить соответствующее образование, часто необходимо получить несколько разных специальностей.
Подготовка к получению высшего образования начинается в школе, однако, чтобы получить представление о технологии, освоить необходимые знания и навыки, нужные для обучения на какой-либо инновационной специальности, школьного образования часто оказывается недостаточно. В этом могут пригодится детские и молодежные центры, где можно посетить занятия, например, по 3D-моделированию. Сегодня найти такие центры и в Москве, и во многих других крупных городах довольно просто, хотя и основаны они совсем недавно.
Чуть более 15 лет назад (в 2001 г) в США при Массачусетском технологическом институте появилась лаборатория, в которой студенты могли заниматься творчеством, используя для этого новые технологии, специальное оборудование, которым располагал университет. Такой формат обучения получил теперь уже широко известное название FabLab (Fabrication Laboratory). FabLab это комплекс творческих подходов к обучению цифровому производству и изготовлению «почти всего» с применением современного специализированного оборудования.
Сегодня в Москве существуют и развиваются свои фаблабы и Центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), где школьники и даже студенты изучают новые технологии, учатся работать на новом современном высокотехнологичном оборудовании, учатся самостоятельно ставить перед собой цели, разрабатывать стратегию их достижения и самостоятельно организовывать свою работу над проектами. Специалисты из разных областей науки, занимающиеся практической деятельностью в своей области, преподают в ЦМИТах и фаблабах. Они могут не только рассказать в теории о новых технологиях, но и показать, а также вместе с учениками что-то сделать. ЦМИТы и фаблабы учат ребят думать по-новому, выходить за рамки школьной программы, они становятся базой, на которой появляется возможность уже в школе определиться с будущей профессией и даже начать ее осваивать. Сегодня в нашей стране существует мощная поддержка инноваций и развития науки. Поэтому важно, чтобы изучение нового шло быстрее, а получение знаний было более оперативно и более доступно. Это общемировой тренд в эпоху высокотехнологичности, то есть чем высокотехнологичнее общество, тем быстрее нужно готовить для него специалистов и тем более разносторонними знаниями и умениями они должны обладать.
Специалист по обучению новым технологиям преподаёт в фаблабе или ЦМИТе, обучает школьников, студентов использованию какой-либо технологии. Такой специалист это прежде всего практик в преподаваемой области, он может заниматься научными разработками, если область совсем новая, либо работать в какой-то компании, в которой используют данную технологию для решения практических задач. Самое важное для специалиста по обучению новым технологиям это разбираться в вопросе, знать все нюансы и детали технологии. Важно быть как теоретиком, так и практиком, а также разбираться вопросах обслуживания оборудования. Также для специалиста по обучению новым технологиям важно уметь заинтересовать и объяснять. Этот специалист должен сочетать в себе навыки хорошего педагога и профессионала в своем деле. С другой стороны, специалист по обучению новым технологиям не должен копировать школьного учителя, так как преподаваемый предмет в данном случае совершенно особый. Он требует иного подхода к преподаванию, совершенно другой техники подачи материала. Важно показать ученику, что он может что-то создать, может освоить совершенно новые технологии. Надо уметь сделать его более открытым творчеству и любой деятельности, объяснить, что хороша не самая популярная профессия, а та которой нравится заниматься.
Узнайте больше о возможных программах подготовки к профессии еще в школьном возрасте.
Проценты отражают распределение специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. Ключевые специализации для освоения професии отмечены зеленым цветом.
Обязательные этапы дополнительного образования для освоения профессии закрашены зеленым цветом.