В России, как и во многих развитых и развивающихся странах сегодня, средний возраст населения растет, количество пожилых людей в обществе увеличивается. Согласно статистике, сегодня в России проживает примерно 36 миллионов пенсионеров: из них 10 миллионов – мужчины, 26 миллионов – женщины. Люди предпенсионного и пенсионного возраста часто сталкиваются со множеством социальных, психологических проблем, часть из которых связана с «выпадением» из ритма современной жизни, сложностями с освоением новых технологий.
В нашем мире, где технологии обновляются буквально каждый год, чтобы чувствовать себя комфортно, «на одной волне» со своими детьми и внуками, оставаться ценным сотрудником для работодателя, необходимо постоянно учиться, осваивать гаджеты и технологические новинки, изучать новые области. Однако до недавнего времени это было проблемой для людей старшего возраста, так как все опции дополнительного образования были ориентированы скорее на молодых людей. Но уже сегодня проводятся специальные курсы, мастер-классы для аудитории пенсионного возраста, и даже открываются университеты для пожилых людей, где каждый желающий может получить какие-то новые знания и навыки. Такие университеты сегодня существуют, например, в Самаре, Санкт-Петербурге и Москве. Самым ярким примером образования для пожилых людей сегодня являются курсы компьютерной грамотности, набирающие популярность во многих городах. На таких курсах люди пенсионного возраста учатся работе с основными компьютерными программами, которые они могут использовать как на работе, так и при общении с детьми и внуками.
Согласно исследованиям, многие люди старшего возраста не только не хотят заканчивать свою профессиональную карьеру, но и готовы продолжать делиться своим опытом с новыми поколениями сотрудников, реализовываться как профессионалы и даже осваивать новые профессии. Для пожилых людей очень важно чувствовать себя нужными обществу, вносить свой вклад в его развитие.
Особенность образования для пожилых людей состоит в том, что, как правило, люди старшего возраста иначе воспринимают информацию, анализируют происходящие события, взаимодействуют с окружающей реальностью. Как отмечают эксперты, даже лексика и манера речи человека в возрасте сильно отличается от того, как говорят и какие слова используют младшие поколения. Поэтому при организации образовательного процесса очень важно учитывать эти особенности. Соответственно, все обучение должно проходить совсем не так, как обычно, когда аудитория достаточно молодая, необходимо использовать специальные методики и обучающие техники с учетом возраста слушателей.
Специалист по обучению пожилых людей должен быть не только хорошим педагогом, уметь максимально доходчиво объяснять материал, но и понимать все психологические особенности, характерные для людей старшего возраста. Пожалуй, самым важным знанием для такого специалиста является знание возрастной психологии, а также умение расположить к себе людей любого возраста.
В целом, работа такого специалиста не отличается от работы обычного педагога: он так же занимается составлением обучающих программ, разработкой методик преподавания, готовится к занятиям, подготавливая материал и задания для проверки усвоения информации, и проводит сами занятия.
Узнайте больше о возможных программах подготовки к профессии еще в школьном возрасте.
Проценты отражают распределение специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. Ключевые специализации для освоения професии отмечены зеленым цветом.
Обязательные этапы дополнительного образования для освоения профессии закрашены зеленым цветом.