В каталог профессий

Мехатроник

Зарплата:
30 000-100 000р

Современный электронный механизм по своему строению очень похож на живое существо: его «мозг» - это электронное устройство (компьютер, программируемый логический контроллер), которое получает сигналы с датчиков и кнопок управления, обрабатывает их и посылает на исполнительное устройство (привод, сигнальное устройство и т.п.); «мышцы» такого механизма составляют электро-, гидро- и пневмоприводы, обеспечивающие механические движения; «органы чувств» - датчики и путевые выключатели, собирающие информацию о состоянии механизмов или параметров технической (мехатронной) системы и посылающие их в виде входных сигналов обратно на электронное устройство. Такое строение характерно для любого механизма, начиная от космической или военной техники и заканчивая обычной бытовой вроде стиральной машинки или холодильника.

Создание электронных механизмов, которыми можно управлять с помощью программируемых команд, лежит в такой области науки и техники, как мехатроника. Само слово «мехатроника» образовалось за счет слияния двух слов: механика и электроника – и изначально использовалось для обозначения механизмов, приводящихся в движение с помощью электричества.

С развитием технологий, когда появились микропроцессоры, которые стали «мозгами» машин, машины стали программируемыми, мехатроникой стали называть уже целую область знаний, которая объединяет в себе электронику, механику и информатику. Мехатроника занимается разработкой и созданием компьютерно-контролируемых и программируемых механических систем с заданными функциями, которые каким-либо образом взаимодействуют с окружающей средой. Мехатроника разбирается в вопросах объединения механической части устройства с электрической, которая приводит механизм в движение. Мехатронику можно назвать компьютерным управлением движением.

Мехатронными называют механизмы, выполняющие какие-либо заданные действия, запрограммированные заранее, иначе говоря – роботов. Ярким примером мехатронной системы является антиблокировочная тормозная система автомобиля – ABS – которая не дает колесам автомобиля блокироваться (то есть они продолжают крутиться) при длительном нажатии на педаль тормоза при резком торможении. Обычный ноутбук или ПК – это тоже мехатронная система со множеством мехатронных составляющих: жесткий диск, оптический привод и т.д.

Сегодня мехатроника – один из основных направлений развития современной науки и техники. Как в России, так и в мире мехатронные технологии являются приоритетными для разработки. Развитие мехатроники связано с появлением новых технологий, увеличением скоростей работы электроники, поиском новых технических решений.

Мехатроник объединяет в себе знания и компетенции, присущие четырем разным отельным специальностям: слесарь, электрик, слесарь КИПиА, электроник.

В своей работе специалист обычно имеет дело с механизмами, электрическими сетями и специальным оборудованием. Специалист в этой области занимается как интеллектуальным, так и ручным трудом. Его основная задача правильно собрать мехатронную систему, опираясь на чертежи и разработки инженеров. Специалист должен отлично разбираться в устройстве мехатронных систем, которые ему также приходится обслуживать.

Официально, на сегодняшний день, пока нет такой отдельной профессии – мехатроник. Однако за этой профессией будущее. Запрос со стороны предприятий на таких специалистов есть, и с течением времени он все актуальнее.

Уже сейчас заканчивается разработка профессионального стандарта «Мехатроник», и в ближайшее время она появится в перечне российских профессий, после чего средние профессиональные учебные заведения начнут подготовку таких специалистов.

Как стать специалистом?

Дополнительное образование

Узнайте больше о возможных программах подготовки к профессии еще в школьном возрасте.

Физика. Знание основных законов физики, механизмов физических явлений, физических закономерностейКомпьютерная грамотность. Знание компьютера на уровне уверенного пользователя основных программ Microsoft Word и специализированного ПО, необходимого для выполнения узкоспециализированных профессиональных задачРемонт и обслуживание техники. Знание принципов ремонта и обслуживания оборудования, техники или других видов обслуживаемых механизмовМатематика. Знание основных математических законов и закономерностей, теорий, формул и аксиомЭлектроника и электротехника. Знание физических законов электричества, устройства электронных приборов, принципов составления и работы с электрическими схемамиПрограммирование. Знание одного или нескольких языков программирования, фреймворков, необходимых для решения профессиональных задачРадиотехника. Знание принципов работы, конструирования, ремонта и обслуживания радиотехникиМеханика. Знание машин и инструментов, в том числе их конструкций, правил использования, ремонта и технического обслуживанияМатериаловедение. Знание всех основных материалов, использующихся в профессиональной деятельности, техник работы с разными материалами, принципов их использования для решения различных профессиональных задачРобототехника. Знание принципов робототехники, проектирования и создания роботов и роботизированных системИностранный язык. Знание лексики и грамматики одного или нескольких иностранных языков на необходимом для работы уровнеИнжиниринг и инженерное проектирование. Знание принципов проектирования зданий, конструкций, механизмов и проч., основ работы с чертежами и схемами, правил их составления и оформленияПрофессиональное оборудование и инструменты. Знание принципов работы с инструментами и оборудованием, их ремонта и обслуживания

Основное профессиональное образование

Проценты отражают распределение специалистов с определенным уровнем образования на рынке труда. Ключевые специализации для освоения професии отмечены зеленым цветом.

Способности и навыки
  • Взаимодействие с компьютерами. Использование компьютеров и компьютерных систем (в том числе оборудование и программного обеспечения). Настройка, ввод данных, отслеживание функционирования системы
  • Ручной труд. Умение создавать своими руками новые механизмы и вещи, используя различные материалы
  • Оценка качества работы. Умение дать объективную оценку результатам своей работы и скорректировать свои действия по результатам оценки
  • Эксплуатация и управление. Управление работой технического оборудования или систем
  • Контроль точности работы оборудования. Умение быстро и многократно корректировать работу оборудования для достижения результата
  • Комплексный подход к решению проблем. Умение видеть проблему комплексно, в контексте и, исходя из этого, подбирать необходимый пул мер для ее решения
  • Проектирование и конструирование. Навыки создания проекта какого-либо механизма или здания, создание прототипа, макета или чертежа
  • Техника и оборудование. Навыки работы со специализированной техникой и оборудованием, умение правильно его настраивать для решения профессиональных задач
  • Работа со схемами и чертежами. Умение составлять и/или читать различные чертежи, схемы, планы и т.д., навыки восприятия графической информации
  • Установка, ремонт и обслуживание оборудования. Навыки подключения и установки специализированного оборудования, программного обеспечения или прокладки сетей
  • Программирование. Навыки написания программного кода и его отладки
Интересы и предпочтения
  • Глазомер. Способность точно определять расстояние и размеры объектов "на глаз"
  • Внимательность к деталям. Способность концентрироваться на деталях при выполнении задач
  • Обучаемость. Способность быстро усваивать новую информацию, применять ее в дальнейшей работе
  • Техническое мышление. Способность разбираться в технике, принимать решения, требующие понимания технической и инженерной стороны вопроса, техническая смекалка
  • Аналитическое мышление. Способности к проведению анализа и прогнозированию ситуации, получению выводов на основе имеющихся данных, установлению причинно-следственных связей
  • Изобретательность. Способность быстро находить решения в самых разных ситуациях с помощью нестандартных методов
  • Критическое мышление. Способность мыслить критически: взвесить все "за" и "против", слабые и сильные стороны каждого подхода к решению проблемы и каждого возможного результата

Дополнительное образование для взрослых

Обязательные этапы дополнительного образования для освоения профессии закрашены зеленым цветом.

Профессия в лицах

Анатолий Филатов
Филатов Анатолий Алексеевич, Директор по персоналу БАУТЕХ. Анатолий Алексеевич окончил Гусевский стекольный техникум, получив специальность техник-механик, а затем – Всесоюзный инженерно-строительный
Владимир Горовец
Руководитель Центра технологической поддержки образования московского государственного технологического университета «Станкин».

Где работать?

Интересные факты

Профессия мехатроник вошла в список из 50-ти наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, который утвердило Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

В 2016 году разрабатывался образовательный стандарт для среднего профессионального образования по профессии «Мехатроник».

Мехатроник востребован во многих компаниях. Фактически, мехатроники нужны везде, где есть машины и оборудование, которое необходимо ремонтировать и обслуживать.

В избранное Пройти тест